Уроки истории в дистанте. Взгяд по новому.

Технология создания и проведения дистанционного урока в условиях использования социальной сети «В Контакте»

Горобец Игорь Игоревич,

учитель истории и обществознания

МБОУ «Павлоградский лицей им. Б.М. Катышева»

В современной образовательной системе Российской Федерации все чаще слышны мнения о внедрении в образовательные процессы средних и высших учебных заведений дистанционных форм обучения. Интеграция подобной деятельности в учебный процесс, как и любая инновация, требует детального рассмотрения положительных и негативных аспектов, характерных для удаленного обучения.

Что же такое «дистанционное обучение»?

«Это учебный процесс, где взаимодействие учащегося и преподавателя осуществляется через электронные каналы передачи и получения информации, т.е. без непосредственного контакта между ними»[1].

По мнению преподавателей Московского технологического института «ВТУ» Андреева А.А. и Солдаткина В.И.: «Дистанционное обучение является наиболее адекватным процессом реализации принципа непрерывного образования»[2].

Подобная форма организации обучения стала актуальна в последние месяцы. В связи с негативной эпидемиологической ситуацией в мире, преподавание учебных дисциплин стало интерактивным, то есть глобальная система «Интернет» стала основным (если не единственным) аккумулятором образовательной деятельности.

Конечно, педагогические работники и ранее использовали ресурсы сети, однако стоит отметить, что именно с введением карантинных мер в Российской Федерации активизировалась реализация учебных программ в глобальной сети[1].

Целью такого учебного занятия для меня является сохранение контакта с учеником, развитие коммуникативных способностей учащихся, развитие умений высказывать свою мысль не на листе бумаги, а в диалоге с учителем.

Вместе с тем возникает закономерный вопрос: «Как же выстроить и провести дистанционный урок, используя ресурсы сети»?

Действительно, «Интернет» - это глобальная сеть, охватывающая большое количество информации, систематизированной в не менее большом количестве сайтов. Необходимо выбрать платформу, то есть «место» проведения дистанционного урока.

Важнейшей задачей при организации дистанционного обучения является выбор такой платформы в сети «Интернет», которая отвечает ряду критериев: доступность, мобильность, простота использования, наличие функции «общая беседа». Данные критерии выбраны, исходя из общей материальной доступности педагогов и обучающихся. Не каждый имеет быстрое интернет-соединение, не все имеют видеокамеру и т.д.

То есть, важнейшим критерием выступает доступность получение информации и возможность обратной связи.

Таковой платформой явилась российская социальная сеть «В Контакте». Это достаточно популярный мессенджер, который используют абсолютно все без исключения ученики и родители. Выбор очевиден.

На примере изучения предмета «Всеобщая история» для 5 класса можно привести примерный алгоритм создания и проведения дистанционного урока в условиях использования социальной сети «В Контакте».

Стоит отметить, что организация проведения дистанционного урока не должна отличаться от методической разработки «классического» занятия в учебном классе.

Выбрав платформу, начинается создание урока. Важнейшим аспектом на данном этапе является реализация предметных учебных программ, достижение планируемых результатов.

Среди ряда предметных результатов для предмета «история», например, выделю умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскры­вая её социальную принадлежность и познавательную цен­ность, читать историческую карту и ориентироваться в ней. Системообразующим предметным результатом для предмета «история», например, является расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом.

Создание общей беседы: критерием подобного действия является коллективизация учеников, направленная на достижение общей цели – проведение урока. Беседа представляется формальным учебным классом.

Следующим этапом методической разработки урока является теоретическая подготовка к нему и выбор дидактического материала (схемы, карты, таблицы), которые можно использовать в проведении урока. Поиск учебных материалов для организации урока осуществляется через сайт «Инфоурок». Данный ресурс позволяет находить интересующий 

раздаточный материал, а также систематизацию и создание своего собственного маршрутного листа урока.

Маршрутный лист представляет собой совокупность учебных заданий и вопросов. Домашнее задание и алгоритм его выполнения. К тому же, маршрутный лист содержит уже готовую цель конкретного урока.

Проведения дистанционного урока следует разделить на ряд этапов: 1) повторение домашнего задания, 2) постановка учебной цели урока, 3) знакомство с новой темой, 4) изложение нового материала, 5) обсуждение нового материала.

Повторение домашнего задания начинает урок. Из опыта проведения подобных занятий отмечу, что данная проверка не превышает 5-7 минут. Рекомендуется выбрать 1-2 вопроса для повторения. Ученики отвечают тезисно, либо используют функцию «голосовое сообщение». Таким образом, удается охватить необходимый материал за минимальное количество времени.

При постановке учебной цели урока учитель задает вопрос аудитории обучающихся. Исходя из ответов обучающихся, учитель самостоятельно формулирует учебную цель конкретного занятия, ориентируясь на маршрутный лист урока.

Знакомство с новой темой представляет собой аннотацию последующего изложения нового материала. Это необходимо для логической связи предыдущего и последующего урока.

Изложение нового материала является основной частью занятия. В зависимости от сложности темы временные рамки данного этапа охватывают период 5-7 минут. Оптимальной формой подачи нового материала является обучающее видео. Уже отмечено, что сайт «Инфоурок» располагает обширную коллекцию видеоматериала для каждого урока, согласно календарно-тематическому плану. Видео дано в анимационной форме (мультипликационный фильм), который занимает обучающихся.

Обсуждение нового материала представляет собой игровую форму. После обсуждения причин и следствий того или иного события в форме «вопрос учителя – ответ ученика», предлагается провести игру «задай вопрос учителю». Преподаватель может задать вопрос: «Что удивило, показалось необычным, чем заинтересовал предлагаемый фильм». Ученики отвечают. Таким образом, можно проконтролировать обучающихся на предмет просмотра и усвоения фильма, то есть нового материала. В завершении урока предлагается сыграть в игру «2 звезды – 1 желание», в которой обучающиеся могут оценить свой ответ или ответ одноклассника.

По хронологическим рамкам это самый протяженный этап занятия, который охватывает не менее 10 минут учебного времени.

Фактически, мы отмечаем, что данные этапы дублируют «классическое» учебное занятие. Однако есть весомое отличие - временные рамки урока. Если в школьном классе урок длится 40-45 минут, то на проведение урока в условиях дистанта в 5 классе отведено всего 20 минут.

Говоря о преимуществах проведения подобной формы урока, следует отметить, что сохраняется учебный процесс образовательной организации, ведь уроки проводятся по обычному расписанию в одно и то же время.

 Другой положительной стороной подобного обучения является то, что обучающиеся, в случае непонимания нового материала могут лично обратиться к учителю для пояснения.

К тому же, весь спектр учебных пособий (учебники, словари, рабочие тетради) собраны и выложены в документах к беседе.

Мобильность проведения урока также является важной составляющей, ведь «В Контакте» - располагает как компьютерной, так и мобильной версией.

Говоря о негативных аспектах дистанционного урока в сети «В Контакте», следует отметить, что сокращенные временные рамки не позволяют охватить весь материал, предложенный в содержании рабочей программы. Поэтому на уроках оговариваются только ключевые и системные вопросы, 

дополнительные задания остаются для самостоятельного изучения в форме письменного задания (с алгоритмом выполнения в маршрутном листе).

Таким образом, проведение урока истории в социальной сети «В Контакте» сохраняет диалог учителя с учеником, который способен совершенствовать свои коммуникативные навыки. Конечно, дистанционный урок не может казаться полноценной заменой классического школьного занятия. Однако в условиях пандемии даже такая форма преподавания может иметь свое место в арсенале учителя-предметника.

Думаю, что предложенный алгоритм может быть применен как для гуманитарных, так и для естественных дисциплин.

 

Добавить комментарий